Как заплатить за холодные батареи

За время праздников из-за аварий без отопления остались около 1500 домов. «Фонтанка» составила инструкцию, как добиться перерасчета по квартплате.

Есть два механизма по перерасчету платы за отопление. Один не требует от граждан практически никаких усилий, а другой сопряжен со спорами и борьбой за свои права. Правда, свободного выбора между двумя механизмами нет – все зависит от того, по какой причине квартира превратилась в ледяной дом.

Автоматический перерасчет делается в том случае, если отопление отсутствовало из-за аварии на теплотрассе. Как рассказали «Фонтанке» в ГУП «ВЦКП», данные о прорывах, получаемые от районных властей, аккумулируются в специальном компьютерном модуле. При расчете квартплаты система снижает сумму за отопление за тот период, пока энергетики спешно латали дыры на трубе.

Однако нужно сделать две важные оговорки. Во-первых, сроком окончания периода, в течение которого не было тепла, считается официальное сообщение «Теплосети» или ГУП «ТЭК» о ликвидации прорыва. Однако на практике горячая вода доходит до домов в лучшем случае через полдня – трубы наполняются теплоносителем постепенно. А в некоторых случаях ожидание затягивается на несколько суток.

Например, 6 января в 14.30 на Ивановской улице произошел прорыв на сетях ГУП «ТЭК», в зоне отключения оказались 94 дома. В пять утра 7 января теплоснабжение было восстановлено, но в некоторых зданиях его нет до сих пор. В условиях 25-градусных морозов жилищники решили слить горячую воду из стояков, которые стали лопаться, как гороховые стручки, после запуска теплоносителя.

Вторая важная оговорка: «ВЦКП» печатает квитанции только для 70% петербургских домов. Для остальных платежки готовят частные управляющие компании, ТСЖ или ЖСК. В жилищном комитете говорят, что с ними должны работать районные власти. Первый замглавы администрации Центрального района Сергей Орлов подтвердил, что «частникам» постоянно напоминают о необходимости перерасчета в случае прорыва. «Я им всегда твержу об этом на заседаниях», – рассказывает он.

Впрочем, самим жилищникам невыгодно делать эти перерасчеты. Обычно на период аварии теплоснабжение осуществляется по так называемой «резервной схеме»: по нему гоняют воду, уже прошедшую через дом и оставшуюся в обратном трубопроводе. «Конечно, перерасчет мы делаем неохотно. Циркуляция есть, общедомовой счетчик крутится, энергетики нам плату выставляют, а мы жителям – не можем», – говорит директор одного крупного жилкомсервиса.

Холодно и без аварии

В том случае, если аварии не было, а в квартире все равно холодно, то за свои права придется побороться. При этом на перерасчет можно надеяться только в том случае, если ледниковый период наступил в квартире не по вашей вине. Например, из-за завоздушенности стояка (плохая работа сантехника), низкой температуры в сети (вопросы к поставщику тепла) или недостатков внутридомовой сети (в зданиях с верхней разводкой на первых этажах холоднее, чем на верхних). Если же в квартире холодно, так как на двери нет тепловой изоляции, окна криво висят, а все форточки открыты, то управляющая компания может отбиться от всех претензий.

Механизм борьбы за пересчет описан в Правилах предоставления коммунальных услуг (статьи 104 – 113). В теории все выглядит так. Сначала нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу своей управляющей компании с претензией. Это можно сделать письменно и устно, но в последнем случае нужно обязательно записать имя диспетчера и номер заявки. После этого жилищники должны связаться с гражданином и согласовать с ним дату прихода для составления акта о предоставлении некачественной услуги.

В соответствии со стандартом жилищно-коммунальных услуг, принятым в 2000 году, минимальная температура в жилой комнате не должна опускаться ниже 18 градусов (в угловых – 20 градусов). Сотрудники управляющей компании, которые нагрянут для составления акта, должны проводить замеры в соответствии с определенной методикой: термометр следует установить на расстоянии 1 метр от наружной сети и 1,5 метра – от уровня пола.

«Если температура меньше нормы, но наступает период, на который потом будет сделан перерасчет, – говорит гендиректор компании «ПромИнвест» Дмитрий Стригуненко. – После устранения всех проблем сотрудники управляющей компании должны еще раз прийти, еще раз провести все замеры и, в случае достижения планки в 18 градусов, составить еще один акт. Во всяком случае, мы так делаем». Ответим, что в ведении «ПромИнвеста» находятся три крупных городских жилкомсервиса.

Жилищные отговорки

Впрочем, речь идет именно о теории. На практике же управляющей компании невыгодно делать перерасчет в том случае, если отопление в комнате есть, но не достигает установленного законом минимума. По тем же причинам: теплоноситель все равно циркулирует по трубам, его учитывает общедомовой счетчик, в соответствии с показаниями которого выставляют счета энергетики. Кроме того, хождение по квартирам также занимает время.

В ход идут любые аргументы. «Я позвонила в свое ТСЖ «Кирочная, 30» с просьбой прислать комиссию для составления акта. Мне сказали, что температура теплоносителя нормальная, поэтому, скорее всего, у меня просто плохо заклеены окна. Но если я все равно хочу, чтобы ко мне пришли для замеров, то должна написать письменное заявление», – рассказывает читательница «Фонтанки».

Отметим, что Правила предоставления коммунальных услуг допускают устное обращение гражданина. Что касается плохо заклеенных окон, то комиссия вправе занести этот факт в протокол, но, естественно, не заочно, а на месте. Впоследствии этот факт может стать основанием для отказа провести перерасчет. Есть еще одна хитрость управляющей компании: не проводить повторную проверку, а просто написать во внутреннем журнале, что все проблемы с отоплением были устранены. Как правило, устраняются они в кратчайший период, чтобы перерасчет был минимальным. При этом гражданин может по-прежнему страдать от холода и ждать, когда же к нему придут вновь.

Для того чтобы этого не произошло, лучше жаловаться сразу в службу 004 или через портал «Наш Санкт-Петербург». Обе системы подведомственны комитету по информатизации и связи. Жалобы спускаются вниз по иерархической системе «районная администрация – жилищное агентство – управляющая компания». Заявления считаются невыполненными до тех пор, пока сам житель не подтвердит этот факт. Либо по телефону (служба 004), либо по Интернету («Наш Санкт-Петербург»). За большое количество незакрытых жалоб районным чиновникам еженедельно устраивают взбучки на совещании в жилищном комитете.

Если же вы все-таки хотите воевать с управляющей компанией, то не делайте самостоятельных замеров – суды впоследствии не признают их. И не ограничивайтесь обычными звонками, даже если вы связываетесь с руководителем обслуживающей организации. Иначе получится такая же история, как с жителем села в Курганской области, который не платил за тепло, так как батареи были холодными. А потом стал должником.

Дело дошло до суда. «Ответчик Михайлов В. Б. исковые требования не признавал, мотивируя отсутствием тепла в квартире в отопительный период. Пояснял, что пользовался печным отоплением, покупал дрова. По телефону обращался к директору ООО «Грант», письменных обращений не было, но все знали, что в его квартире холодно. Проверок в его квартире не было, обращался с жалобой только в сельсовет», – говорится в материалах дела.

Бедолага привлек к процессу своих соседей. «Третье лицо Тарбазанов А. Ф. полагал, что требования ООО «Грант» к Михайлову В. Б. необоснованные, так как батареи отопления в квартире Михайлова В. Б. и в его квартире были холодными весь отопительный сезон. Третье лицо Малая А. А. поясняла, что тепла в её квартире так же не было, но она за все коммунальные услуги платит», – говорили на суде односельчане.

Однако нет актов – нет и перерасчета: обе инстанции признали гражданина Михайлова должником. «Фонтанка» надеется, что читатели нашего издания не повторят его судьбу.

Андрей Захаров,
© Фонтанка.Ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.