Есть два механизма по перерасчету платы за отопление. Один не требует от граждан практически никаких усилий, а другой сопряжен со спорами и борьбой за свои права. Правда, свободного выбора между двумя механизмами нет – все зависит от того, по какой причине квартира превратилась в ледяной дом.
Автоматический перерасчет делается в том случае, если отопление отсутствовало из-за аварии на теплотрассе. Как рассказали «Фонтанке» в ГУП «ВЦКП», данные о прорывах, получаемые от районных властей, аккумулируются в специальном компьютерном модуле. При расчете квартплаты система снижает сумму за отопление за тот период, пока энергетики спешно латали дыры на трубе.
Однако нужно сделать две важные оговорки. Во-первых, сроком окончания периода, в течение которого не было тепла, считается официальное сообщение «Теплосети» или ГУП «ТЭК» о ликвидации прорыва. Однако на практике горячая вода доходит до домов в лучшем случае через полдня – трубы наполняются теплоносителем постепенно. А в некоторых случаях ожидание затягивается на несколько суток.
Например, 6 января в 14.30 на Ивановской улице произошел прорыв на сетях ГУП «ТЭК», в зоне отключения оказались 94 дома. В пять утра 7 января теплоснабжение было восстановлено, но в некоторых зданиях его нет до сих пор. В условиях 25-градусных морозов жилищники решили слить горячую воду из стояков, которые стали лопаться, как гороховые стручки, после запуска теплоносителя.
Вторая важная оговорка: «ВЦКП» печатает квитанции только для 70% петербургских домов. Для остальных платежки готовят частные управляющие компании, ТСЖ или ЖСК. В жилищном комитете говорят, что с ними должны работать районные власти. Первый замглавы администрации Центрального района Сергей Орлов подтвердил, что «частникам» постоянно напоминают о необходимости перерасчета в случае прорыва. «Я им всегда твержу об этом на заседаниях», – рассказывает он.
Впрочем, самим жилищникам невыгодно делать эти перерасчеты. Обычно на период аварии теплоснабжение осуществляется по так называемой «резервной схеме»: по нему гоняют воду, уже прошедшую через дом и оставшуюся в обратном трубопроводе. «Конечно, перерасчет мы делаем неохотно. Циркуляция есть, общедомовой счетчик крутится, энергетики нам плату выставляют, а мы жителям – не можем», – говорит директор одного крупного жилкомсервиса.
Холодно и без аварии
В том случае, если аварии не было, а в квартире все равно холодно, то за свои права придется побороться. При этом на перерасчет можно надеяться только в том случае, если ледниковый период наступил в квартире не по вашей вине. Например, из-за завоздушенности стояка (плохая работа сантехника), низкой температуры в сети (вопросы к поставщику тепла) или недостатков внутридомовой сети (в зданиях с верхней разводкой на первых этажах холоднее, чем на верхних). Если же в квартире холодно, так как на двери нет тепловой изоляции, окна криво висят, а все форточки открыты, то управляющая компания может отбиться от всех претензий.
Механизм борьбы за пересчет описан в Правилах предоставления коммунальных услуг (статьи 104 – 113). В теории все выглядит так. Сначала нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу своей управляющей компании с претензией. Это можно сделать письменно и устно, но в последнем случае нужно обязательно записать имя диспетчера и номер заявки. После этого жилищники должны связаться с гражданином и согласовать с ним дату прихода для составления акта о предоставлении некачественной услуги.
В соответствии со стандартом жилищно-коммунальных услуг, принятым в 2000 году, минимальная температура в жилой комнате не должна опускаться ниже 18 градусов (в угловых – 20 градусов). Сотрудники управляющей компании, которые нагрянут для составления акта, должны проводить замеры в соответствии с определенной методикой: термометр следует установить на расстоянии 1 метр от наружной сети и 1,5 метра – от уровня пола.
«Если температура меньше нормы, но наступает период, на который потом будет сделан перерасчет, – говорит гендиректор компании «ПромИнвест» Дмитрий Стригуненко. – После устранения всех проблем сотрудники управляющей компании должны еще раз прийти, еще раз провести все замеры и, в случае достижения планки в 18 градусов, составить еще один акт. Во всяком случае, мы так делаем». Ответим, что в ведении «ПромИнвеста» находятся три крупных городских жилкомсервиса.
Жилищные отговорки
Впрочем, речь идет именно о теории. На практике же управляющей компании невыгодно делать перерасчет в том случае, если отопление в комнате есть, но не достигает установленного законом минимума. По тем же причинам: теплоноситель все равно циркулирует по трубам, его учитывает общедомовой счетчик, в соответствии с показаниями которого выставляют счета энергетики. Кроме того, хождение по квартирам также занимает время.
В ход идут любые аргументы. «Я позвонила в свое ТСЖ «Кирочная, 30» с просьбой прислать комиссию для составления акта. Мне сказали, что температура теплоносителя нормальная, поэтому, скорее всего, у меня просто плохо заклеены окна. Но если я все равно хочу, чтобы ко мне пришли для замеров, то должна написать письменное заявление», – рассказывает читательница «Фонтанки».
Отметим, что Правила предоставления коммунальных услуг допускают устное обращение гражданина. Что касается плохо заклеенных окон, то комиссия вправе занести этот факт в протокол, но, естественно, не заочно, а на месте. Впоследствии этот факт может стать основанием для отказа провести перерасчет. Есть еще одна хитрость управляющей компании: не проводить повторную проверку, а просто написать во внутреннем журнале, что все проблемы с отоплением были устранены. Как правило, устраняются они в кратчайший период, чтобы перерасчет был минимальным. При этом гражданин может по-прежнему страдать от холода и ждать, когда же к нему придут вновь.
Для того чтобы этого не произошло, лучше жаловаться сразу в службу 004 или через портал «Наш Санкт-Петербург». Обе системы подведомственны комитету по информатизации и связи. Жалобы спускаются вниз по иерархической системе «районная администрация – жилищное агентство – управляющая компания». Заявления считаются невыполненными до тех пор, пока сам житель не подтвердит этот факт. Либо по телефону (служба 004), либо по Интернету («Наш Санкт-Петербург»). За большое количество незакрытых жалоб районным чиновникам еженедельно устраивают взбучки на совещании в жилищном комитете.
Если же вы все-таки хотите воевать с управляющей компанией, то не делайте самостоятельных замеров – суды впоследствии не признают их. И не ограничивайтесь обычными звонками, даже если вы связываетесь с руководителем обслуживающей организации. Иначе получится такая же история, как с жителем села в Курганской области, который не платил за тепло, так как батареи были холодными. А потом стал должником.
Дело дошло до суда. «Ответчик Михайлов В. Б. исковые требования не признавал, мотивируя отсутствием тепла в квартире в отопительный период. Пояснял, что пользовался печным отоплением, покупал дрова. По телефону обращался к директору ООО «Грант», письменных обращений не было, но все знали, что в его квартире холодно. Проверок в его квартире не было, обращался с жалобой только в сельсовет», – говорится в материалах дела.
Бедолага привлек к процессу своих соседей. «Третье лицо Тарбазанов А. Ф. полагал, что требования ООО «Грант» к Михайлову В. Б. необоснованные, так как батареи отопления в квартире Михайлова В. Б. и в его квартире были холодными весь отопительный сезон. Третье лицо Малая А. А. поясняла, что тепла в её квартире так же не было, но она за все коммунальные услуги платит», – говорили на суде односельчане.
Однако нет актов – нет и перерасчета: обе инстанции признали гражданина Михайлова должником. «Фонтанка» надеется, что читатели нашего издания не повторят его судьбу.
Андрей Захаров,
© Фонтанка.Ру